День открытой информации по тематике: «Профилактика употребления ПАВ»
Распространенность употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально-значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.
Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению молодых людей от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.
Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.
Важнейшим в профилактической работе является:
1)Обучение несовершеннолетних и молодёжи умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
2)Формирование у несовершеннолетних и молодёжи отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.
Профилактика может быть: первичной, вторичной и третичной.
Первичная профилактика употребления ПАВ, задача которой уберечь молодых людей от первого, во многих случаях рокового употребления психоактивного вещества на самых ранних этапах их взросления, может и должна проводиться широко, повсеместно, со всеми детьми и подростками школьного возраста, пока они здоровы и не успели познакомиться с наркотическими веществами.
Целью вторичной профилактики является сохранение здоровья молодых, уже имеющих опыт употребления.
Третичная профилактика предназначена для продления жизни лиц, страдающих сформированной зависимостью от наркотиков путем предупреждения повторных рецидивов после лечения.
Первичной профилактика направлена на максимально раннее выявление наркоманий и токсикоманий среди учащихся образовательных учреждений обязаны участвовать все, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, учителя, воспитатели, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
При первых приемах психоактивных веществ подростки и молодые люди далеко не всегда осознают свои действия в полной мере. Для многих – это очередной эпизод познания нового, неизведанного ранее. Подростки не считают свои действия необычными и опасными. Наоборот, в их среде бытует мнение, что наркотики помогают расслабиться и успокоиться, что от наркотика всегда можно отказаться и сами они никогда не станут опустившимися наркоманами, что наркотики употребляют сильные и талантливые люди. Основанная на правдивой информации, грамотно, и своевременно проведенная первичная профилактика способна значительно ограничить распространение наркотиков в подростковой среде. Обученные дети и подростки, хорошо знающие об опасности употребления наркотиков и умеющие противостоять давлению группы по приобщению к наркотикам, способны обезопасить свою жизнь.
Что касается конкретных направлений первичной профилактики наркомании, то она должна включать:
информационно- просветительскую работу среди учащихся и их родителей;
своевременное выявление функционально несостоятельных семей и коррекцию условий семейного воспитания;
своевременное выявление и разрушение групп, для членов которых характерны отклонения в поведении;
исследование личностных ресурсов учащихся;
тренинг социально-психологических навыков устойчивости
развитие навыков общения в условиях проблемных жизненных ситуаций;
формирование значимой социальной самоидентификации, чувства принадлежности к городу, району, школе, двору;
формирование установки на здоровье как сверхценность.
Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни.
Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ими как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса молодых людей.
Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются:
1)Создание системы раннего выявления потребителей ПАВ;
2)Обеспечение доступности комплексного обследования;
3)Оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать благоприятную психологическую атмосферу, препятствующую повторному употреблению ПАВ и способствующую формированию здоровых личностных и социальных устремлений.
Третичная профилактика включает мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне. Основная цель третичной профилактики – поддержание состояния ремиссии, т.е. «недопущение срыва» и комплексная реабилитация.
Технологии третичной профилактики:
Медико-психологические и психотерапевтические технологии предусматривают:
мотивационную терапию
тренинг профилактики рецидивов
тренинг эмпатии, коммуникативной компетентности;
тренинг когнитивного развития
индивидуальную и групповую психотерапию, направленную на развитие личностных и средовых ресурсов.
Факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ могут быть:
– семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи;
– средний и высокий уровень доходов в семье, адекватная обеспеченность жильем;
– высокое качество медицинской помощи;
– низкий уровень преступности в населенном пункте, регионе; – доступность служб социальной помощи;
– высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие,
– высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение;
– соблюдение норм общества в употреблении психоактивных веществ.
Таким образом, система работы по профилактике употребления психоактивных веществ подростками и молодыми людьми направлена на создание условий для развития личности, формирование ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения обучающихся.